Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Общая физическая подготовка с элементами гимнастики»
Актуальность данной программы одна из приоритетных социальных задач сегодня- оздоровление населения, в частности, детей и подростков заключается в том, что содержание программы, формы, методы и технологии обучения способствуют наиболее эффективному решению комплекса обучающих, развивающих, воспитательных задач и достижению поставленной цели и обусловлена тем, что гимнастика является одним из важнейших звеньев в воспитании ребенка, содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Занятия не только помогают приобрести хорошую физическую форму ребенка, улучшить различные функции организма, но и способствуют гармоничному развитию, развитию силы, выносливости, ловкости, гибкости, быстроты, избавляют от неуверенности в себе, помогают приобретать полезные навыки и привычки, а также позволяют избегать рисков, опасных для здоровья.
Количество обучающихся в группе 15 человек.
Занятия проводятся 4 раза в неделю по 2 часа, 1 тренировка по 1 часу. Длительность 1 часа составляет 40 мин. Повторение – 5 мин. 10 мин. Изучение нового материала. Практическая часть – 25 мин. Закрепление – 5 мин.
Цель программы: "Формирование физической культуры личности обучающихся посредством освоения содержания физической деятельности с гимнастической направленностью".
Задачи:
- Обучать детей владеть своим телом, культуре движения;
- Укреплять здоровье и повышать работоспособность дошкольников, развивать основные физические качества, повышать функциональные возможности организма, двигательное воображение и творческую фантазию;
- Учить моделировать разные акробатические упражнения, танцевальные шаги в процессе двигательной активности;
- Стимулировать познавательные процессы личности ребенка;
- Формировать представления о физической культуре в целом и о гимнастике в частности;
- Развивать коммуникативный навык, формировать навык работы в команде;
- Способствовать повышению двигательной культуры детей;
-
Педагогическая целесообразность:
- обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом уровня здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности детей соответствующего возраста;
- достижение высокой моторной плотности и динамичности занятий за счет комплексного подбора учебного материала;
- обеспечение положительного эмоционального настроя на учебных занятиях.
Годовое количество учебных часов составляет 312 часов с режимом занятий 4 раза в неделю по 2 часа, 1 раз в неделю 1 час.
Форма организации занятий – групповая. В группах дети распределены по возрасту и уровню физического развития.
Содержание программы учитывает возрастные особенности детей, с увеличением возраста увеличивается количество повторений, продолжительность упражнений, качество выполнения.
В образовательном процессе используются элементы следующих педагогических технологий: здоровье сберегающих, игровых, дифференцированного обучения.
В основу программы заложены следующие педагогические принципы:
- индивидуального подхода;
- систематичности и последовательности;
- наглядности и доступности;
Ожидаемые результаты
В результате регулярного посещения занятий обучающиеся должны:
- повысить уровень своей физической подготовленности;
- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия;
- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- у обучающихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям физической культуры и дальнейшему самосовершенствованию;
- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ – это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.
Знать и иметь представление:
об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем;
о способах и особенностях движений, передвижений;
о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
о причинах травматизма и правилах предупреждения.
Уметь:
составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
вести дневник самонаблюдения, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП.
Анализ результатов
освоения программы осуществляется следующими способами:
текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
взаимоконтроль;
самоконтроль;
итоговый контроль умений и навыков;
контроль за состоянием здоровья: количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, группа здоровья.
В ходе реализации программы формируются следующие универсальные учебные действия (УУД):
Личностные:
- иметь позитивную установку на здоровый образ жизни и потребность в движении
Регулятивные:
- волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию
Познавательные:
- изучение нового путём теоретических и практических упражнений, самостоятельное применение их в жизни
- умение быстро перестраиваться и думать при выполнении той или иной задачи, концентрировать внимание и чётко понимать, о чём идёт речь
Коммуникативные:
- умение взаимодействовать и сотрудничать с педагогом и сверстниками
- умение работать в парах и группами
Итоговой формой реализации программы является выполнение нормативов, которая проводится, как проверка приобретенных в процессе обучения навыков, правильности выполнения физических упражнений.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по баскетболу
Актуальность данной программы состоит в том, что в последнее время дети дошкольного и младшего школьного возраста всё больше время проводят за компьютерами, у телевизора, при этом они мало двигаются. Это, в свою очередь, ведёт к увеличению массы тела детей и, как следствие, малой двигательной активности к заболеваниям. Данная программа способствует увеличению двигательной активности, прививает необходимые навыки для занятий физической культурой, развивает быстроту, выносливость, гибкость, координацию и силовые способности. Способствует профилактике различного рода заболеваний и интереса у воспитанников к здоровому образу жизни, через освоение материала, который, рекомендуется детям, имеющим различный уровень физической подготовленности.
Программа занятий по общей физической подготовке - краткосрочная, срок реализации один год. По форме организации образовательного процесса - интегрированная, цикличная составлена на основе материала, изучаемого на занятиях по физической культуре и по общей физической культуре. Особенностью данной программы являются развитие внимания, координационных способностей, силовых качеств, гибкости, акробатических элементов, развивающие упражнения с гимнастическими предметами (мяч, скакалка, обруч). В объединение принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Материал распределен от простого к сложному.
Цель программы: Дать обучающимся возможность удовлетворить свою потребность в двигательной активности с помощью занятий баскетболом.
Задачи:
- Обучить основам баскетбола. Привить стойкий интерес к занятиям баскетболом;
- Сформировать и укрепить правильное физическое развитие. Пропаганда ЗОЖ;
- Сформировать нравственные ценности, привить работу в команде;
- Обучить основам выполнения различных упражнений, направленных на развитие общефизических и специальных физических способностей;
- Обучить основам выполнения первичных технических приемов в баскетболе;
- Сформировать умение действовать в команде путем привлечения учащихся к участию в физкультурных мероприятиях.
Педагогическая целесообразность:
- обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом уровня здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности детей соответствующего возраста;
- достижение высокой моторной плотности и динамичности занятий за счет комплексного подбора учебного материала;
- обеспечение положительного эмоционального настроя на учебных занятиях.
Годовое количество учебных часов составляет 52 недели с режимом занятий 3 раза в неделю по 2 часа.
Форма организации занятий – групповая. В группах дети распределены по возрасту и уровню физического развития. По запросу общеобразовательных школ, данная программа может использоваться, в группах продлённого дня, и для детей коррекционных классов, т.к. данная программа предусматривает индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Содержание программы учитывает возрастные особенности детей, с увеличением возраста увеличивается количество повторений, продолжительность упражнений, качество выполнения.
В образовательном процессе используются элементы следующих педагогических технологий: здоровьесберегающих, игровых, дифференцированного обучения.
В основу программы заложены следующие педагогические принципы:
- индивидуального подхода;
- систематичности и последовательности;
- наглядности и доступности;
Формы подведения итогов освоения программы проводятся в виде контрольных испытаний.
Для спортивно-оздоровительных групп нормативы носят главным образом
контролирующий характер, и кроме того могут является важнейшим критерием для перевода занимающихся на этап начальной подготовки и учебно-тренировочный этап.
Основными критериями оценки занимающихся на спортивно - оздоровительном этапе являются:
- регулярность посещения занятий;
- положительная динамика развития физических качеств занимающихся;
- уровень освоения теоретических знаний и умений по основам физической
культуры и спорта, гигиены, самоконтроля;
- отсутствие медицинских противопоказаний для занятий.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по греко-римской борьбе
Новизна данной программы заключается в необходимости разработки и использования в практике методических материалов для работы с детьми с 7 лет.
Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни. Поэтому мотивацию детей к здоровому образу жизни необходимо начинать с дошкольного и младшего школьного возраста.
По нормативным документам занятия в группах начальной подготовки можно начинать с 10 летнего возраста. Существует необходимость такой программы, так как имеется большое количество детей дошкольного и младшего школьного возраста от 7 до 9 лет, желающих заниматься спортивной борьбой.
Цель программы: Формирование здорового образа жизни обучающихся посредством занятий в объединении спортивной борьбы.
Задачи программы:
> Укрепление здоровья и закаливание организма детей
> Устранение недостатков физического развития
> Овладение жизненно необходимыми двигательными навыками
> Формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям борьбой.
> Развитие и воспитание физических качеств (гибкость, быстроты, выносливости, силовых и координационных возможностей)
> Обучение основам технико-тактической подготовки борьбы
> Воспитание морально-этических и волевых качеств.
> Подготовка к зачислению в группы начальной подготовки
Ожидаемый конечный результат освоения образовательной программы:
Улучшение качества набора в группы начальной подготовки, в том числе способных и одарённых детей. Возможность педагогического мониторинга в течение нескольких лет,позволяющего выявить и устранить недостатки физического развития детей. В результате к началу занятий в группах начальной подготовки, у обучающихся будут сформированы основы мотивации к занятиям физической культурой и спортом. В результате обеспечения занятости детей, сократятся случаи правонарушений среди них.
Формы предъявления результатов:
- промежуточная, итоговая аттестация;
- выступление на внутренних мероприятиях, городских соревнованиях и турнирах (протоколы, грамоты, дипломы)