Дополнительная образовательная общеразвивающая программа  физкультурно-спортивной направленности  «Общая физическая подготовка с элементами гимнастики» 

Актуальность данной программы одна из приоритетных социальных задач сегодня- оздоровление населения, в частности, детей и подростков заключается в том, что содержание программы, формы, методы и технологии обучения способствуют наиболее эффективному решению комплекса обучающих, развивающих, воспитательных задач и достижению поставленной цели и обусловлена тем, что гимнастика является одним из важнейших звеньев в воспитании ребенка, содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Занятия не только помогают приобрести хорошую физическую форму ребенка, улучшить различные функции организма, но и способствуют гармоничному развитию, развитию силы, выносливости, ловкости, гибкости, быстроты, избавляют от неуверенности в себе, помогают приобретать полезные навыки и привычки, а также позволяют избегать рисков, опасных для здоровья.

Количество обучающихся в группе 15 человек.

Занятия проводятся 4 раза в неделю по 2 часа, 1 тренировка по 1 часу. Длительность  1 часа составляет 40 мин. Повторение – 5 мин. 10 мин. Изучение нового материала. Практическая часть – 25 мин. Закрепление – 5 мин.

Цель программы: "Формирование физической культуры личности обучающихся посредством освоения содержания физической деятельности с гимнастической направленностью".

Задачи:

 - Обучать детей владеть своим телом, культуре движения;

- Укреплять здоровье и повышать работоспособность дошкольников, развивать основные физические качества, повышать функциональные возможности организма, двигательное воображение и творческую фантазию;

- Учить моделировать разные акробатические упражнения, танцевальные шаги в процессе двигательной активности; 

- Стимулировать познавательные процессы личности ребенка;

- Формировать представления о физической культуре в целом и о гимнастике в частности;

- Развивать коммуникативный навык, формировать навык работы в команде;

- Способствовать повышению двигательной культуры детей; 

-               

Педагогическая целесообразность:                      

  • обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом уровня  здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности детей соответствующего возраста;
  • достижение высокой моторной плотности и динамичности занятий за счет комплексного подбора учебного материала;
  • обеспечение положительного эмоционального настроя на учебных занятиях.

       Годовое количество учебных часов составляет 312  часов с режимом занятий 4 раза в неделю по 2 часа, 1 раз в неделю 1 час.

    Форма организации занятий – групповая. В группах дети распределены по возрасту и уровню физического развития.

     Содержание программы учитывает возрастные особенности детей, с увеличением возраста увеличивается количество повторений, продолжительность упражнений, качество выполнения.

     В образовательном процессе используются элементы следующих педагогических технологий: здоровье сберегающих, игровых, дифференцированного обучения.

     В основу программы заложены следующие педагогические принципы:

- индивидуального подхода;

- систематичности и последовательности;

- наглядности и доступности;

Ожидаемые результаты

   В результате регулярного посещения занятий  обучающиеся должны:

- повысить уровень своей физической подготовленности;

- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия;

- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;

- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

- у обучающихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям физической культуры и дальнейшему самосовершенствованию;

- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ – это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.

Знать и иметь представление:

об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;

о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем;

о способах и особенностях движений, передвижений;

о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;

об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;

о причинах травматизма и правилах предупреждения.

Уметь:

составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;

вести дневник самонаблюдения, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;

взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП.

Анализ результатов

освоения программы осуществляется следующими способами:

текущий контроль знаний в процессе устного опроса;

текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

тематический контроль умений и навыков после изучения тем;

взаимоконтроль;

самоконтроль;

итоговый контроль умений и навыков;

контроль за состоянием здоровья: количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, группа здоровья.

В ходе реализации программы формируются следующие универсальные учебные действия (УУД):

Личностные:

- иметь позитивную установку на здоровый образ жизни и потребность в движении

Регулятивные:

- волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию

Познавательные:                 

- изучение нового путём теоретических и практических упражнений, самостоятельное применение их в жизни

- умение быстро перестраиваться и думать при выполнении той или  иной задачи, концентрировать внимание и чётко понимать, о чём идёт речь

Коммуникативные:      

- умение взаимодействовать и сотрудничать с педагогом и сверстниками

- умение работать в парах и группами   

Итоговой формой реализации программы является  выполнение нормативов, которая проводится, как проверка приобретенных в процессе обучения навыков, правильности выполнения физических упражнений.

 

 

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по баскетболу

Актуальность данной программы состоит в том, что в последнее время дети дошкольного и младшего школьного возраста всё больше время проводят за компьютерами, у телевизора, при этом они мало двигаются. Это, в свою очередь, ведёт к увеличению массы тела детей и, как следствие, малой двигательной активности к заболеваниям. Данная программа способствует увеличению двигательной активности, прививает необходимые навыки для занятий физической культурой, развивает быстроту, выносливость, гибкость, координацию и силовые способности. Способствует профилактике различного рода заболеваний и интереса у воспитанников к здоровому образу жизни, через освоение материала, который, рекомендуется детям, имеющим различный уровень физической подготовленности.

Программа занятий по общей физической подготовке - краткосрочная, срок реализации один год. По форме организации образовательного процесса - интегрированная, цикличная  составлена на основе материала, изучаемого на занятиях по физической культуре и по общей физической культуре. Особенностью данной программы являются  развитие внимания,  координационных способностей, силовых качеств, гибкости, акробатических элементов, развивающие упражнения с гимнастическими предметами (мяч, скакалка, обруч). В объединение принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Материал распределен от простого к сложному.

  Цель программы: Дать обучающимся возможность удовлетворить свою потребность в двигательной активности с помощью занятий баскетболом.

Задачи:

 - Обучить основам баскетбола. Привить стойкий интерес к занятиям баскетболом;

- Сформировать и укрепить правильное физическое развитие. Пропаганда ЗОЖ;

- Сформировать нравственные ценности, привить работу в команде;

- Обучить основам выполнения различных упражнений, направленных на развитие общефизических и специальных физических способностей;

- Обучить основам выполнения первичных технических приемов в баскетболе;

- Сформировать умение действовать в команде путем привлечения учащихся к участию в физкультурных мероприятиях.                    

Педагогическая целесообразность:                      

  • обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом уровня  здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности детей соответствующего возраста;
  • достижение высокой моторной плотности и динамичности занятий за счет комплексного подбора учебного материала;
  • обеспечение положительного эмоционального настроя на учебных занятиях.

       Годовое количество учебных часов составляет 52 недели с режимом занятий 3 раза в неделю по 2 часа.   

    Форма организации занятий – групповая. В группах дети распределены по возрасту и уровню физического развития. По запросу общеобразовательных школ, данная программа может использоваться, в группах продлённого дня, и для детей коррекционных классов, т.к. данная программа предусматривает индивидуальный подход к каждому ребёнку.

     Содержание программы учитывает возрастные особенности детей, с увеличением возраста увеличивается количество повторений, продолжительность упражнений, качество выполнения.

     В образовательном процессе используются элементы следующих педагогических технологий: здоровьесберегающих, игровых, дифференцированного обучения.

     В основу программы заложены следующие педагогические принципы:

- индивидуального подхода;

- систематичности и последовательности;

- наглядности и доступности;

Формы подведения итогов освоения программы проводятся в виде контрольных испытаний.

Для спортивно-оздоровительных групп нормативы носят главным образом

контролирующий характер, и кроме того могут является важнейшим критерием для перевода занимающихся на этап начальной подготовки и учебно-тренировочный этап.

Основными критериями оценки занимающихся на спортивно - оздоровительном этапе являются:

 - регулярность посещения занятий;

 - положительная динамика развития физических качеств занимающихся;

 - уровень освоения теоретических знаний и умений по основам физической

культуры и спорта, гигиены, самоконтроля;

 - отсутствие медицинских противопоказаний для занятий.

 

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по греко-римской борьбе

Новизна данной программы заключается в необходимости разработки и использования в практике методических материалов для работы с детьми с 7  лет.

Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни. Поэтому мотивацию детей к здоровому образу жизни необходимо начинать с дошкольного и младшего школьного возраста.

По нормативным документам занятия в группах начальной подготовки можно начинать с 10 летнего возраста. Существует необходимость такой программы, так как имеется большое количество детей дошкольного и младшего школьного возраста от 7 до 9 лет, желающих заниматься спортивной борьбой.

Цель программы: Формирование здорового образа жизни обучающихся посредством занятий в объединении спортивной борьбы.

Задачи программы:

>           Укрепление здоровья и закаливание организма детей

>           Устранение недостатков физического развития

>           Овладение жизненно необходимыми двигательными навыками

>           Формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям борьбой.

>           Развитие и воспитание физических качеств (гибкость,  быстроты,  выносливости, силовых и координационных возможностей)

>           Обучение основам технико-тактической подготовки борьбы

>           Воспитание морально-этических и волевых качеств.

>           Подготовка к зачислению в группы начальной подготовки

Ожидаемый конечный результат освоения образовательной программы:

Улучшение качества набора в группы начальной подготовки, в том числе способных и одарённых детей. Возможность педагогического мониторинга в течение нескольких лет,позволяющего выявить и устранить недостатки физического развития детей. В результате к началу занятий в группах начальной подготовки, у обучающихся будут сформированы основы мотивации к занятиям физической культурой и спортом. В результате обеспечения занятости   детей, сократятся случаи правонарушений среди них.

Формы предъявления результатов:

-  промежуточная, итоговая аттестация;

-  выступление на внутренних мероприятиях, городских соревнованиях и турнирах (протоколы, грамоты, дипломы)